г. Санкт-Петербург, В.О., 7-я линия, д.68
"Спортивная""Василеостровская"
+7(812) 328 29 22 ежедневно с 9:00 - 19:30
Все события

На эту тему 29 мая проходила беседа за круглым столом в молодежном клубе «Благо». Разговор шел неторопливо и вдумчиво. Ведь вопросы затрагивались серьезные: о сути этих Таинств, о том, какая между ними связь, о внутреннем состоянии человека, участвующего в них…

Настоятель храма протоиерей Андрей Дьяконов рассказал, что в первые века христианства верующие собирались вместе с одной целью – совершить Евхаристию, то есть причаститься Святых Таин. Общая молитва, чтение Евангелия, псалмопение – эти действия не были самодостаточными, а подготавливали общину к главному – священной Трапезе. Исповедь в то время могла совершаться не только тайно, но и публично, когда человек приносил покаяние в серьезных грехах и мог быть отлучен от Причастия и лишен возможности присутствовать на литургии. И в то же время исповедь перед Причастием не была обязательной.

Менялись времена, менялись церковные традиции. В Российской империи было принято причащаться раз в год (или четыре раза, во время каждого поста, и это считалось дерзновением!) При этом верующие приступали к Чаше исключительно после исповедования своих грехов, а Причастию предшествовал многодневный пост, усиленная молитва, чтение канонов, Последования ко Святому Причащению…

Потом наступило советское время – храмы закрыты, священников мало, духовная литература недоступна. Традиция редкого Причащения продолжилась. И вот наступило время духовного возрождения: всплеск интереса к Православию, множество людей в храмах. Тогда большинству приходилось начинать все «с чистого листа», не имея опыта, знаний о Христе, Церкви и ее Таинствах. Обязательная исповедь перед Причастием была важна как способ оценить – понимает ли человек суть Таинства Евхаристии. (Это состояние знакомо каждому из нас – ведь новоначальный воспринимает исповедь не только как покаяние, но и как проверку самого себя на духовном пути)

Сейчас Русская Православная Церковь в лице Патриарха и священнослужителей призывает нас к духовному росту, а он немыслим, невозможен без Причащения Святых Таин. И частота Причащения зависит не от выполнения внешних формальных условий, а от внутреннего нравственного состояния человека. Об этом говорится в документе «Об участии верных в Евхаристии», который принят в феврале прошлого года на Архиерейском совещании Русской Православной Церкви.

– Не надо воспринимать исповедь как «пропуск» к Чаше! Таинство Покаяния – это не «приложение» к Причастию, а самостоятельное серьезное действие со стороны верующего, – пояснил отец Андрей. – Настоящая подготовка к Евхаристии – это не выполнение формальных требований по чтению канонов или обязательной исповеди. Это, в первую очередь, – духовная работа. То есть мы стремимся жить в мире с окружающими, исполнять заповеди, бдительно следить за своими помыслами, внутренним состоянием. Для нас звучит на литургии призыв: «Со страхом Божиим и верою приступите!» Главный критерий здесь – не разрешение или запрет священника. А ваше личное внутреннее состояние и благоговение.

– Надо более творчески относиться к прохождению своего духовного пути, – продолжил мысль настоятеля диакон храма отец Григорий. – То есть стать более свободным, самостоятельным христианином. Если вы получили благословение священника, то сами решайте, причаститься вам сегодня или нет. Такое отношение подразумевает большую личную ответственность. Что ж, каждому из нас надо брать ее на себя, иначе вырасти невозможно.

Создалось впечатление, что в этот момент все участники разговора заглянули в себя, пытаясь оценить свой «духовный возраст». Не знаю, что у кого в результате получилось, но желание расти читалось по выражению лиц ребят из молодежного клуба. А это, кстати, – главный признак зрелости.

Екатерина Мирошниченко